Сторінка 2 з 2

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: Сер вересня 04, 2013 3:38 pm
Zoller41
Броневые войска:
Автопулеметные части.В 1910 году, после дополнительных испытаний, на вооружение 1-й автомобильной роты были приняты 2 бронеавтомобиля: Шаррон-Накашидзе и Руссо-Балт тип С. В 1912 года бронеавтомобили были выделены из состава автомобильных рот в отдельные подразделения (автопулеметные взводы и роты). На начало 1914 года в армии состояли 1-я и 2-я автопулеметные роты и три (8..10-й) автопулеметных взвода.
1-я автопулеметная рота включала 3 взвода пулеметных бронеавтомобилей и взвод пушечных бронеавтомобилей по 4 машины в каждом и была придана Гренадерскому корпусу.
2-я автопулеметная рота имела 3 смешанных взвода, из 3 пулеметных и одного пушечного бронеавтомобиля каждый и была придана 1 армейскому корпусу.
Взвод из 3 пулеметных и 2 пушечных бронеавтомобилей разных конструкций состоял при офицерской автомобильной школе. 9-й автопулеметный взвод из 2 пулеметных и 1 пушечного бронеавтомобиля, проходил испытания при 3-м Туркестанском армейском корпусе. 10-й взвод из 3 пулеметных и 2 пушечных бронеавтомобилей разных конструкций также проводил испытания при 2-м Сибирском армейском корпусе. Всего на вооружении армии был 41 бронеавтомобиль, из них 12 пушечных.
По результатам испытаний было решено провести в 1914 году унификацию штатов взводов и рот. За основу была предложена организация 2-й автопулеметной роты, но количество бронеавтомобилей во взводе планировалось сократить до 2 пулеметных и одного пушечного автомобиля.
Бронепоезда.
Использование бронепоезда в заключительных сражениях русско-японской войны позволило накопить опыт и выдвинуть требования к проектированию серийных бронепоездов. К началу 1914 году были построены и находились в эксплуатации 5 бронепоездов, приданных железнодорожным ротам. Имелись:
1)Бронепоезд N3 "Святой Георгий Победоносец" при Собственном Е.И.В. железнодорожном полку.
2)Бронепоезд N1 "Хунхуз" - при 1-м Сибирском железнодорожном батальоне,
3)Бронепоезд N2 "Забайкалец" - при 2-м Сибирском железнодорожном батальоне,
4)Бронепоезд N4 "Витязь" - при 1-м железнодорожном батальоне,
5)Бронепоезд N5 "Генерал Скобелев" - при 1-м Туркестанском железнодорожном батальоне.
Каждый бронепоезд рассматривался как отдельное боевое подразделение и имел в своем составе боевую часть из 2..3-х броневагонов и бронепаровоза с экипажем, и тыловую часть - несколько грузовых и пассажирских вагонов и два обычных паровоза. Вне боя все передвижения бронепоездов осуществлялись с помощью обычных паровозов с целью сбережения ресурса бронепаровоза, а экипаж перевозился в пассажирских вагонах.

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: Сер вересня 04, 2013 5:31 pm
Zoller41
Артиллерия:
Принятием в 1907 году на вооружение 3" фугасной гранаты началось совершенствование артиллерии. В том же году Особое Совещание при ГАУ признало необходимым принять систему унифицированных калибров. Тогда же была начата разработка требований для орудий калибров 37, 76, 107, 152, 203, 254, 280, 305 мм.
В том же году прошел конкурс на 42 линейную легкую полевую гаубицу. Длительные полигонные испытания закончились в 1909 году принятием на вооружение 42-х линейной гаубицы Круппа.
В 1908 г. начались испытания прототипов 6" полевой тяжелой гаубицы и 42-линейной полевой тяжелой пушки. В первом случае победил Крупп, сумевший быстро доработать свою 15 см гаубицу под русские требования, но пушку сумел сделать лучше Шнейдер. Производство пушки с 1910 году было налажено на Путиловском заводе, а гаубицы, принятые на вооружение в 1909 году, начал выпускать Пермский завод.
К 1908 году отработаны требования на тяжелую 6" пушку. В 1909 году прототипы такого орудия поставили фирмы Крупп и Шнейдер. Но пушка Шнейдера была недоведенной и ее смогли начать испытывать только в 1910 году. Поэтому генерал-инспектор несмотря на свою "приверженность" Шнейдеру вынужден был согласиться с принятием на вооружение пушки Круппа. Она превосходила по своим возможностям конкурента - вес ее был больше, но максимальный угол возвышения до 42 градуса (против 37 у Шнейдера), дальность стрельбы выше, лафет прочнее, возможна буксировка в собранном виде (а Шнейдера - только на двух повозках). Пермский завод после неоднократных обращений представителя Круппа г-на Шейдеманна, дошедших до регента, получил заказ на выпуск этих пушек.
28 апреля 1909 года заказаны образцы 8" гаубиц Круппа, Шнейдера и Виккерса, поступившие на испытания в 1911 году. Поскольку было решено привлечь к выполнению конкурса именно Круппа, была принята его система (позволяла вести стрельбу на углах до 60 градусов, была дальнобойнее других). Генерал-инспектор пытался опротестовать это решение комиссии, но отменить его не смог.
Разработанные ГАУ в 1909 года условия на 11" (280 мм) мортиру предусматривали малую дальность стрельбы (6,4 версты). 8 декабря 1909 года фирма Круппа прислала ответ, в котором резонно отметила, что тяжелая артиллерия должна иметь дальность стрельбы большую, чем легкая полевая. В том же письме фирма предложила принять образец 28 см мортиры с дальностью стрельбы более 10 000 м. В марте 1911 года, после испытания на полигоне Круппа в присутствии командированных генералов Дурляхера и Забудского, его система была рекомендована к принятию на вооружение. После испытаний на полигоне на острове Березань с 10 сентября по 10 октября 1911 г., мортира была принята на вооружение 30 мая 1912 года. Начато производство на Пермском и Путиловском заводах.
Выявленные в ходе русско-японской войны многочисленные недостатки горной скорострельной пушки образца 1904 года вынудили принять на вооружение новый образец. Конкурсные испытания горных орудий проходили в 1908 году. Испытывались образцы Шнейдера-Данглиза и Шкода. Пушка Шкода имела меньшую длину отката, вес и больший угол возвышения, не требовала сборки ствола перед стрельбой. Но генерал-инспектор настойчиво потребовал принятие на вооружение пушки Шнейдера, причем в проекте приказа о принятии на вооружение отмечалось, что производство пушки откладывается до утверждения чертежей пушки и лафета. Вероятно в этом случае впервые появились разница позиций генерал-инспектора и регента. Е.И.В. Михаил принял сторону фирмы Шкода, причем последняя еще приняла на себя обязательство адаптировать 105 мм горную гаубицу образца 1908 года для русского производства, правда в серию эта гаубица до начала Великой войны так и не пошла.
Широкое использование минометов при осаде Порт-Артура вызвало интерес к ним во всем мире. Определенная часть русских генералов по-прежнему считали, что такое оружие не нужно. В 1910 году Путиловский завод разработал 48 линейную (122 мм) мортиру (названную мортирой ближнего боя). Испытания мортиры проведены в 1911 году. Сначала ГАУ посчитало необходимым увеличить калибр до 6", а после создания 6" мортиры и ее испытаний отказалось от их производства. Однако были и сторонники мортиры, предлагавшие после устранения недостатков начать их производство. В итоге производство 48 линейных мортир было начато в 1912 году на Путиловском заводе.
Несмотря на успешное применение железнодорожных установок в русско-японской войне, русское командование по-прежнему считало, что они могут применяться только в крепостях и береговой обороне. Позже было решено создать несколько установок из новейших флотских 8" орудий и 6" орудий Кане для обстрела целей с больших дистанций. Также была заказана пара транспортеров с 10" орудиями. Все сооруженные транспортеры были сосредтоточены в Киевском осадном полку. Всего к лету 1914 года были испытаны и приготовлены к боевому использованию 2 транспортера с 8" орудиями и 4 транспортера с 6" орудиями Кане. Еще два транспортера с 10" орудиями, доводились до боеспособного состояния.
Полевая артиллерия. Пешая артиллерия - после окончания русско-японской войны продолжалось перевооружение полевой пешей артиллерии на скорострельные полевые орудия. Легкие полевые батареи оснащались 3" пушками образца 1902 года. До перевооружения этими пушками в батареях оставались 3" скорострельные пушки обр. 1900 года, 34-х линейными полускорострельными пушками обр. 1895 года, а также 42-х линейными батарейными и легкими 34-х линейными пушками образца 1877 года.
В дополнение к легким батареям в составе полевой артиллерии в 1911 году начато фомирование мортирных батарей, которые вооружались 42-х линейными гаубицами образца 1909 года. Как уже писалось ранее артиллерийские бригады были переформированы и в них была введена новая штатная организация.
Легкая батарея пешей артиллерии имела на вооружении 4 3" полевых пушек обр.1902 года.
Батарея горной артиллерии имела на вооружении 4 3" горных орудий.
Мортирная батарея пешей артиллерии имела на вооружении 4 42-х линейных (107 мм) гаубиц.
К 1 июня 1914 года было 3 гвардейские, 4 гренадерские, 41 легкая и 14 сибирских стрелковых артиллерийских бригад. Как правило, эти легкие артиллерийские бригады включали 13 батарей: 12 легких (сводились в 4 дивизиона) и одну мортирную - всего 48 полевых 3" пушек и 4 42-х линейных гаубиц. Всего 2736 3" пушек обр.1902 года, 228 107 мм гаубицы обр.1909 года.
Исключением были Кавказская гренадерская, 20, 21, 39, 40-я легкие артиллерийские бригады, которые правда также включали 13 батарей: 6 легких, 6 горных и мортирная - 24 3" полевые пушки, 24 3" горные пушки, 4 42-х линейных гаубицы. Всего 120 3" пушек обр.1902 года, 120 горных пушек обр.1909 года и 20 107 мм гаубицы обр.1909 года.
После развертывания отдельных стрелковых бригад в дивизии, стрелковые артиллерийские дивизионы были переформированы в стрелковые артиллерийские полки. Гвардейский, 1..2-й Финляндские, 1..5 стрелковые артиллерийские полки включали по 6 легких и мортирную батареи - 24 3" полевых пушек и 4 107 мм гаубицы. 1...2-й Кавказские, 1..7-й Туркестанские, стрелковые артиллерийские полки включали 6 горных и мортирную батарей - 24 3" горных пушек, 4 107 мм гаубицы. Всего 192 3" пушки обр.1902 года, 216 горных пушек обр.1909 года и 68 107 мм гаубицы обр.1909 года.
Резервные артиллерийские дивизионы резервных бригад, разворачиваемые в военное время в легкие артиллерийские бригады имели по 48 3" легких пушек. Всего 1728 3" пушек обр.1902 года.
Тяжелая полевая артиллерия начала создаваться в 1908 году. Именно в этом году началось формирование тяжелых полевых артиллерийских дивизионов в Гвардейском, Гренадерском, армейских, Кавказких, Туркестанских и Сибирских корпусах. На вооружение дивизионов первоначально поступили 6" осадные 120-и пудовые пушки и 42-х линейные осадные пушки обр.1877 года. По мере поступления новой матчасти - 107 мм скорострельных пушек и 152 мм гаубиц, в 1912 году приступили к формированию вторых тяжелых полевых дивизионов в корпусах. В общей сложности в 1909-1911 гг. было сформировано 36 тяжелых полевых дивизионов. Эти дивизионы были введены в состав Гвардейского, Гренадерского, 22-х армейских, 6-и Сибирских, 3-х Кавказких и 3-х Туркестанских корпусов. С 1912 года по мере поступления новых орудий начато формирование вторых дивизионов в корпусах, но до лета 1914 года было сформировано только 30 дивизионов. Новых орудий не получили Туркестанские и Кавказкие корпуса. Весной 1914 года, на основе 2 тяжелых полевых дивизионов в корпусах сформированы тяжелые полевые артполки.
Кроме того, планировалось приступить к формированию резервных тяжелых полевых дивизионов планируемых к развертывнию армейских корпусов второй очереди, вооружить которые планировалось за счет орудий взятых из крепостей.
В каждой тяжелой батарее было по штату 4 орудия, 4 офицера, 270 рядовых и 219 лошадей.
Конная артиллерия. Конная артиллерия получила на вооружение 3" конную пушку обр. 1911 года. Всего к 1914 году насчитывалось 88 гвардейских, армейских конно-артиллерийских, конно-горных и казачьих батарей по 4 орудия. Всего на вооружении было 360 3" конных орудий обр. 1911 года. Кроме того, при кавалерийских корпусах и Дикой дивизии имелось по опытной батарее из шести 37 мм автоматических пушек Маклена, а в кавкорпусах и по мортирному дивизиону (по 8 х 107 мм гаубиц).
Тяжелая (осадная) артиллерия. Осадная артиллерия к началу великой войны включала 4 полка осадной артиллерии - 2 в Европе (Киев и Усть-Двинск), 1 на Кавказе (Александрополь) и 1 на Дальнем Востоке (Хабаровск).
Всего предложено было ограничиться, исходя из финансовых возможностей, не более чем 620 орудиями - по 200 в европейских, 120 в кавказском и 100 в дальневосточных полках. Однако к весне 1914 года после тщательной ревизии артиллерийской части имеемых крепостей и поступления нескольких десятков новейших осадных орудий и мортир, в 4-х осадных полках и особом запасе именовавшемся в целях обеспечения секретности Одесским учебным батальоном имелось - 649 орудий и мортир. Боевой состав этих полков был весьма разнообразен:
1. Усть-Двинский осадный артиллерийский полк - 127 орудий.
2. Кавказский осадный артиллерийский полк - 122 орудия.
3. Киевский осадный артиллерийский полк - 229 орудий.
4. Сибирский осадный артиллерийский полк - 108 орудий.
5. Одесский учебный батальон (Особый запас) - 63 орудия.
В военное время каждый такой полк разворачивался в осадный парк из нескольких осадных артиллерийских бригад по 24...36 орудий в каждой. Осадные батареи могли насчитывать от 2-х до 6-и орудий.
Минометы. Несмотря на успешное применение данного вида артиллерии в ходе РЯВ, все равно ее будущее оказалось под вопросом, тем не менее, к весне 1914 года было произведено 120 "мортир ближнего боя" калибра 122 мм. Они были отправлены в крепости Порт-Артур (32 шт.), Владивосток (48 шт.), Карс (24 шт.), Кушка (16 шт.).
Зенитная артиллерия. К лету 1914 году в войсках было сформировано 3 батареи 3" пушек (одна автомобильная), батарея 47 мм пушек, батарея 37 мм пушек Маклена. Все батареи находились в Санкт-Петербургском округе и использовались для исследования способов огня по воздушным целям.
Батарея противовоздушной артиллерии имела 2 взвода по 2 орудия.
Всего в армии насчитывалось с запасом для пополнения потерь 16306 орудий. Из них в полевых войсках и их запасе насчитывалось 7209 орудия. На вооружении крепостей(с учетом орудий морского ведомства) и осадных парков состояло еще 7347 орудий. Еще некоторое количество орудий находилось на складах.

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: Пон вересня 09, 2013 12:38 pm
Zoller41
К слову об артилерийском вооружении хотелось остановиться отдельно. Сдесь будет информация о пушках,гаубицах,мортирах и боеприпасах к ним.Стран участниц ПМВ.
Артиллерия http://ww1.milua.org/Artilltrya.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Беприпасы.( стрелковые,артиллерийские,инженерные ,авиационные ) http://ww1.milua.org/Ammoww1.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Несколько слов о шрапнели http://ww1.milua.org/Srapnel.htm" onclick="window.open(this.href);return false;

Взрывчатые вещества, имевшие применение в период Первой Мировой войны
Пироксилин.http://ww1.milua.org/pirocsilyn.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Пикриновая кислота http://ww1.milua.org/melinit.ht" onclick="window.open(this.href);return false;
Шимоза
http://ww1.milua.org/panpusko.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Тринитротолуол http://ww1.milua.org/tolite.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Производство ВВ в годы Первой мировой войны http://ww1.milua.org/explosionmaking.htm" onclick="window.open(this.href);return false;

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: Пон вересня 09, 2013 4:04 pm
Zoller41
Инженерные войска и службы: Инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий основных родов войск, таких как строительства полевых укреплений, установки заграждений, в том числе минных, строительства мостов и переправ, а так же уничтожения созданных противников препятствий, обеспечения связи между различными частями войск. К инженерным войскам относилась до 1914 года и авиация.
Саперные войска. В 1914 г. в каждом армейском корпусе имелся саперный батальон. Всего было 39 саперных батальонов, из них один отдельный.
Саперный батальон включал 3 (в кавалерийских корпусах 2, в гвардии 4) саперные роты, телеграфную роту, прожекторную (электроосветительную) команду и полевой инженерный парк (передвижной запас инженерного имущества).
Саперная рота (4 взвода) по численности личного состава соответствовала обычной пехотной роте как в мирное, так и в военное время. Всего в саперной роте числилось по штату 238 человек, из них 3 офицера, 20 унтер-офицеров и 215 солдат. В батальоне же в мирное время имелось до 26 офицеров и до 513 нижних чинов (1181 нижний чин в военное время).
Конно-саперный отряд придавался кавалерийской дивизии. Личный состав его примерно соответствовал по численности саперной роте из 2 взводов.
Минные роты. Имелись в составе крепостных войск. Всего было 18 рот, предназначенных для ведения минной войны- закладки фугасов, прокладки минных и контрминных галерей. Численность и состав - соответствует обычной саперной роте.
Понтонные парки. Понтонные части в мирное время были приписаны к некоторым округам, а в военное время передавались корпусам и армиям по мере необходимости. В 1914 году имелось 9 батальонов (по 2 роты) и 1 отдельная понтонная рота.
Войска связи. Войска связи включали телеграфные и телефонные части, а также части искровой связи (радиосвязи). Телеграфная рота саперного батальона состояла из 3-4 отделений (2 шестовых и 1-2 кабельных), которые в свою очередь делились на 2 строевых взвода и 1 мастеровой. Всего по штатам военного времени в роте с 1 кабельным отделением насчитывалось 7 офицеров и 224 нижних чина. По штатам корпусу полагалось иметь 20 телеграфных, более 190 телефонных аппаратов, 130 двуколок. По обеспечению штатными средствами связи русский корпус превосходил корпуса всех остальных воевавших государств. Распределялись эти средства следующим образом:
1. Штаб корпуса - 5 телефонных аппаратов, центральную станцию (коммутатор), ок. 15 км кабеля.
2. Штаб пехотной дивизии (в дивизионной команде связи)- 9 телефонных аппаратов, центральную станцию (коммутатор), ок. 12 км кабеля.
3. Пехотный полк (в полковой команде связи) - 9 телефонных аппаратов, центральную станцию (коммутатор), ок. 10 км кабеля.
4. Саперная рота - 4 телефонных аппаратов, центральную станцию (коммутатор), ок. 10 км кабеля ( могли использоваться для обеспечения связи частей дивизии, если рота придавалась дивизии).
5. Телеграфная рота- 16 телеграфных, 72 телефонных аппарата и ок. 150 км телеграфного и телефонного кабеля (эти средства использовались, в основном для обеспечения связи корпуса с соседями и вышестоящими штабами).
В кавалерийских (казачьих) дивизиях на оснащении команд связи состояло 2 облегченных телеграфных аппарата, 9 телефонных аппаратов, и ок. 30 км кабеля. В кавалерийских полках имелись 2 облегченных телеграфных аппарата, 6 телефонных аппаратов. Облегченные телеграфные аппараты предполагалось использовать для подключения к стационарным телеграфным линиям связи, в том числе и на вражеской территории, для передачи срочных донесений при ведении разведки и проведения рейдов. Однако в ходе маневров 1913 года выявилось, что облегченные аппараты перегорают при подключении к стационарным линиям связи, и их пришлось заменить на обычные аппараты.
Кроме телефонов и телеграфов в армии стала широко использоваться и радиосвязь. К весне 1914 года было сформировано 12 рот искрового телеграфа, которые в мирное время подчинялись командующим соответствующим военным округом, а в военные время должны были обеспечить устойчивую связь между штабами корпусов, армий и фронтов.
Рота искрового телеграфа состояла из 2-7 отделений искрового телеграфа, учебной команды и мастерской. Радиостанции монтировались на конных двуколках или автомобилях (в каждой роте имелось не менее одной радиостанции на автомобилях). Радиостанциями прежде всего обеспечивались штабы фронтов, армий, корпусов, и кавалерийских дивизий, а в дальнейшем планировалось обеспечить и штабы пехотных дивизий. Начиная с 1912 года проводились опыты и по оснащению радиостанциями дирижаблей. Было закуплено 7 легких радиостанций для данных целей. А всего имелось имелось 147 полевых (из них 20 автомобильных), 33 легких кавалерийских (16 - на автомобилях) и 44 стационарных (в том числе и крепостных) радиостанций.

Ниже приводяться эмблемы родов войск.
1-гренадеры. 2-артиллерия. 3- артсклады и склады огнеприпасов. 4- артиллерийские парки. 5-авиация. 6-воздухоплаватели. 7-общая эмблема инженерных войск. 8- понтонные части и отряды. 9-подрывники. 10-фортификационные отряды. 11-минные отряды. 12-инженерные парки. 13-телеграфисты и телефонисты. 14-искровые отряды (радиосвязь). 15-саперные команды и роты пехотных полков и дивизий. 16-автоотряды. 17-бронеотряды (подразделения бронеавтомобилей). 18-пулеметчики. 19-пушечные бронеотряды. 20-самокатчики (велосипедисты). 21-ополчение.

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: Пон вересня 16, 2013 5:03 pm
Zoller41
Огнеметные части.
До войны не было создано отдельных огнеметных частей. По 12 огнеметов было передано в состав саперных батальонов 7-го и 8-го армейских корпусов. Считалось, что огнеметы могут использоваться саперами при штурме долговременных укреплений.
Железнодорожные части.
В мирное время имелись следующие части: Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк из двух батальонов, 1-я (1-й, 2-й, 3-й батальоны), 2-я (4-й и 5-й батальоны), Туркестанская (1-й и 3-й Туркестанские батальоны) бригады, 1-й и 2-й Сибирские, 2-й Туркестанский, 1-й и 2-й Кавказские батальоны, Кушкинская железнодорожная рота. Батальоны были, как правило, пятиротного состава. В 11 железнодорожных парках хранилось более 1850 км железнодорожных путей, 249 паровозов, более 12 тыс. платформ и вагонеток. По расчетам на каждый корпус должно было приходиться не менее 190 км путей (из них ок. 30 км для паровой тяги). При Собственном Е.И.В. железнодорожный полку, 1-м, 1-м и 2-м Сибирских и 1-м Туркестанском железнодорожных батальонах имелись блиндированные поезда (бронепоезда)- всего 5.
Автотранспортные части
В 1909 году формируется первая учебная автомобильная рота. Автомобильные части начали формироваться на следующий год первоначально в качестве пятых рот при 1, 2, 3, 4, 5-х железнодорожных батальонах. В июле 1911 года было произведено первое испытание грузовиков, принимаемых на вооружение русской армии. Осознав широкие возможности автотранспорта, командование в 1912 году предложило увеличить число автомобильных рот до 44 (37 корпусных и 7 армейских). Подготовку личного состава проводили в существовавших ротах и Санкт-Петербургской учебной автомобильной роте. В 1912 году при Учебной автомобильной роте был организован офицерский курс, преобразованный в ходе войны в офицерскую автошколу с отделением для рядовых. К началу войны, однако, развертывание автомобильных войск не было закончено. Имелось всего 10 авторот - в Гвардейском, Гренадерском, 1 и 2-м кавалерийских, в двух Туркестанских корпусах, 1-м и 6-м Сибирском корпусе, 1-м и 14-м армейских корпусах. Шесть отдельных команд обслуживали автотранспортом штабы и учреждения Военного ведомства. Для подготовки шофферов использовалась учебная рота. Всего к началу войны имелось 1290 грузовых, 67 легковых автомобилей и 60 специальных. В конце 1911 года после дополнительных испытаний, на вооружение 1-й автомобильной роты поступили 2 пулеметных бронеавтомобиля "Руссо-Балт" тип С. В 1912 году броневые автомобили были выделены из состава автомобильных рот в отдельные подразделения (автопулеметные взводы и роты).
Автомобильная рота включала 3...4 автомобильных взвода и мастерскую. В ней имелось 44..82 грузовых и 2-4 легковых автомобиля, а также 6 специальных автомобилей. По штату военного времени в ней должно было быть 11 офицеров, 4 чиновника и 206 нижних чинов.
Тыловые войска и службы: в каждом корпусе в 1911-1914 гг был создан обозный батальон, итого 37 батальонов к весне 1914 года. В военное время обозный батальон объединял части
подвоза и снабжения.
Медицинская служба. Медицинская служба комплектовалась военными врачами. В полках, крепостях и бригадах имелись лазареты, в военное время развертывалась сеть полковых, дивизионных, корпусных и тыловых госпиталей.
Ветеринарная служба. Как и все армии того времени, русская использовала большое количество лошадей для транспортировки грузов, орудий, а также в качестве верховых. Поэтому к ветеринарной службе предъявлялись высокие требования. Ветеринарные отделения были при каждой пехотной и кавалерийской дивизии, в корпусах и военных округах.
Артиллерийские парки. Для снабжения боеприпасами в период войны создавались артиллерийские парки, которые делились "летучие", подвижные и местные. Летучие парки имелись в каждой артиллерийской бригаде или артдивизионе. В военное время на базе таких парков разветывались парковые артиллерийские бригады по 3...4 парка в каждой. Части конной артиллерии в мирное время парков не имели, их летучие парки имелись в только в кавалерийсикх корпусах, а остальные части кавалерии снабажлись из парков своего корпуса. Летучие парки предназначались для обеспечения частей всеми видами боеприпасов, в том числе и стрелковыми.
Подвижные парки (по 2 на корпус) предназначались для пополнения запасов летучих парков. И наконец местные парки - для поплнения запасов подвижных парков. К началу 1914 г. начальником ГАУ генералом Маниковским было проверено состояние всех видов парков, создана система учета расхода снарядов.
По принятым в 1912 году нормам снабжения на каждое легкое орудие (полевую или конную пушку, горную пушку, гаубицу) полагалось иметь запас в 1500 снарядов, из них 772 в местных парках, остальные - в зарядных ящиках батарей и летучих парках. Однако принятое решение о повышении количества снарядов на орудие до 1500 штук выполнено не было и в среднем на одно орудие дивизионной артиллерии имелось по 1277 снарядов, из них 53% составляла шрапнель, а 47% были фугасные гранаты.
Тяжелые орудия имели разный запас снарядов, от 1000 снарядов для 6" орудий, до 600 снарядов на 8" орудия и 400 снарядов на 11" орудия. Увеличения запасов тяжелых снарядов не предусматривалось.
Крепостные войска:
Первые четыре года по окончании русско-японской войны (1905-1909 гг.) не ознаменовались в русском крепостном строительстве никакими существенными новшествами: теоретические обсуждения различных крепостных вопросов и упомянутые выше опыты не дали за этот срок вполне твердых данных, которые могли бы сразу проводиться в жизнь, и потому в русских крепостях за этот промежуток времени производились лишь текущие работы по окончанию уже начатых сооружений или некоторые наметившиеся усовершенствования в деталях уже возведенных ранее построек.
Зато в различных комиссиях усиленно обсуждался вопрос о реорганизации всех крепостей вообще и в частности о проектировании новых. Так как Порт-Артур был крепостью по существу приморской, то первое внимание правительства привлекли приморские крепости. Все существовавшие в России до русско-японской войны приморские крепости обладали чрезвычайно крупными недостатками, главнейшим из которых был разношерстность и устарелость артиллерийского вооружения. Другим недостатком было то, что управление приморскими крепостями всецело находилось в руках сухопутного ведомства. Морское же ведомство имело к этим крепостям лишь косвенное отношение. Морское ведомство настаивало на передаче ведения приморскими крепостями в его руки, но военное министерство цепко держалось за эти крепости и не желало их передавать в другие руки. Многолетние обсуждения закончились преобразованием ряда прибрежных крепостей в морские крепости с созданием должности сухопутного коменданта, который отвечал бы за оборону крепости с суши и подчинялся бы начальнику морской крепости в оперативном плане. Соответственно при части оставшихся крепостей создавался приморский фронт с должностью морского коменданта, которому подчинялся приморский фронт крепости. Стоит отметить, что перед войной в морских крепостях была проведена большая работа морским ведомством по улучшению их обороны, в частности строились тяжелые башенные батареи.
Одновременно с приморскими крепостями подверглись обсуждению и крепости сухопутные, нуждавшиеся в больших совершенствованиях. Но кроме совершенствования некоторых старых крепостей в 1907 году возник вопрос и о создании новой крепости в Гродно, стратегическое значение которой вытекало из ее флангового положения относительно направления немцев на Брест-Литовск. Усиленно принялись за крепостное дело с 1909 году. В этом году был составлен новый план дислокации войск, а в связи с ним и план стратегического развертывания армий в случае войны. С этими планами неразрывно был связан вопрос и о крепостях. Предложено было упразднить Варшавский укрепленный район в лице образовавших его крепостей Варшавы и Загрежа, оставив лишь третью крепость Новогеоргиевск. Которую следовало реорганизовать в обширную современную крепость, способную держаться в изолированном состоянии в начальный период войны до выручки армиями, закончившими свое сосредоточение и развертывание по линии крепости Ковно, вновь построенной крепости Гродно и усовершенствованного Брест-Литовска. Ивангород был предположен к упразднению, а малую крепость Осовец решено было несколько развить и усовершенствовать. Тогда же были утверждены 3 проекта фортов, учитывавших новейший опыт крепостной войны и приспособленных для постепенного строительства. Но финансирование крепостного строительства шло по остаточному принципу. Поэтому к работам по возведению новой крепости Гродно пиступили в 1910 году. А работы по расширению и усовершенствованию Новогеоргиевска, Брест-Литовска и Ковно начались главным образом летом 1913 года. После начала великой войны все финансирование работ по строительству на западной границе было свернуто. В более законченном виде были Новогеоргиевск и Осовец, краткое описание которых приводится в приложении. Там же приводятся данные по боевому составу войск и артиллерийскому вооружению крепостей.
Пехота. Крепостные пехотные части претерпели максимальные изменения в рассматриваемый период и включали к началу 1912 году в общей сложности - 51 батальон крепостой пехоты. Состав крепостой пехоты был следующий: Две бригады крепостной пехоты - Владивостокская и Новогеоргиевская. Шесть полков крепостной пехоты - Севастопольский, Гродненский, Ковненский, Брестский, Осовецкий, Порт-Артурский. Двадцать два отдельных батальона крепостной пехоты: Кронштадтский, Выборгский, Свеаборгский, Ревельский, Усть-Двинский, Либавский, Очаковский, Керченский, Батумский, Николаевский, Инкоусский, Ланькоусский, Архангельский, Варшавский, Ломжевский, Ивангородский, Загрежский, Кушкинский, Карский, Александропольский, Терско-Дагестанский. Согласно мобилизационных планов все батальоны развертывались в полки. Количество и состав крепостной пехоты зависел от класса и стратегического значения крепости или укрепленного пункта.
Инженерные войска. Крепостные инженерные части содержались для выполнения фортификационных или других работ, обеспечения связи и воздушной разведки. Основной войсковой частью инженерных войск были роты - саперные, минные, воздухоплавательные и связи.
Резервные войска: Предназначенные в мирное время для обучения личного состава, находящегося в запасе и подготовки к развертыванию войск по штатам военного времени, резервные войска к весне 1914 года насчитывали 36 резервных бригад четырехбатальонного состава, 7 отдельных резервных саперных батальонов.
В военное время каждая бригада разворачивалась в дивизию, а командир бригады становился начальником дивизии. При этом каждая рота развертывалась в батальон, а батальон - в полк. Кроме того, из состава бригад формировали запасные батальоны остававшиеся в местах дислокации.
В 1910 года, после реорганизации артиллерии, резервные артиллерийские бригады были расформированы и отдельные резервные артиллерийские дивизионы были переданы в подчинение командирам резервных бригад. Каждый артиллерийский дивизион в военное время разворачивался в артиллерийскую бригаду.
Резервные саперные батальоны предназначались для переподготовки запасных всех инженерных специальностей и в военное время развертывали саперные, понтонные и части связи.
Запасные войска: Для подготовки в военное время призывного контингента из числа запасных, новобранцев и ратников государственного ополчения, а также для отправки их в действующие части в составе маршевых частей, создавались запасные части - запасные батальоны в пехоте и инженерных войсках, запасные батареи в артиллерии. В кавалерии и конной артиллерии запасные части имелись уже в мирное время, что объяснялось особенностью подготовки личного состава и коней для службы в строю. Формирование запасных частей начиналось с началом мобилизации.
В военное время формировались 480 запасных батальонов, 67 эскадронов, 55 сотен, 50 артиллерийских запасных батарей, 14 саперных батальонов, 2 запасных воздухоплавательных батальона. В этих частях и подразделениях проводилась подготовка пополнения для восполнения потерь в действующих войсках. Пополнение в войска отправлялись маршевыми подразделениями.

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: Чет жовтня 03, 2013 1:13 pm
Zoller41
Фотографии русских крепостей.
Начну с крепости Брест-Литовск.

Ещё накануне вступления в войну России были проведены интенсивные оборонительные работы по укреплению крепостей вдоль западной границы.

Для приведения Брест-Литовской крепости в боевую готовность за короткий мобилизационный период потребовалось: достроить 5 ранее начатых фортов, дополнить первую линию обороны постройкой опорных пунктов временного или долговременного типа.

Руководил подготовкой к обороне комендант крепости генерал от артиллерии В.А.Лайминг. Работы проводились ускоренными темпами, беспрерывно днём и ночью, без выходных и праздничных дней, посменно.
Из местного населения крепостного района формировали рабочие дружины, которые объединялись в рабочие бригады. В среднем ежедневно на крепостных инженерных работах находилось мастеровых и рабочих 70 тысяч человек и 8 тысяч 500 подвод.

5 ноября 1914 г. в Брест-Литовской крепости произошёл мощный взрыв на складе боеприпасов. В результате этого взрыва погибло около 200 человек, большая часть боевого обеспечения была уничтожена.


Инженерные работы в крепости интенсивно велись в первые два месяца мобилизации. К началу октября 1914 г. все форты, промежуточные опорные пункты и оборонительные казармы практически были достроены. При общей протяжённости фортового пояса 45 км, среднее расстояние между укреплениями составляло
1 км.

Совет обороны, образованный комендантом крепости генералом от артиллерии В.А.Лаймингом, признал: «При бережном использовании запасов крепости (какие имелись всего на 6 месяцев обороны) она может продержаться 8 месяцев».

Несмотря на это, стремительное наступление кайзеровских войск в августе 1915 г., и примеры неудачной обороны русских крепостей Ковно и Новогеоргиевск заставило русское командование принять решение об эвакуации гарнизона крепости. В ночь с 12 на 13 августа 1915 г. русские войска покинули крепость и город. Форты, опорные пункты, оборонительные казармы крепости на северо-восточной, восточной и юго-восточной сторонах были взорваны до основания, а на остальных фортах произведены частичные разрушения. Орудия, наиболее необходимые боеприпасы и имущество вывезены из крепости. Всё, что не вывезли, деревянные постройки в крепости и городе были сожжены, мосты взорваны.

Немецкие и австрийские войска, обойдя крепость севернее и южнее, 13 августа 1915 г. заняли Брест-Литовск. В честь захвата Брест-Литовской крепости была отчеканена памятная медаль. На аверсе было изображение генерал-фельдмаршала фон Макензена, под чьим командованием была захвачена крепость. На реверсе – немецкий солдат на фоне горящей Брест-Литовской крепости.
Офицеры Брест-Литовской крепостной артиллерии. Фото 1914–1915 гг.
Немецкая оккупация Брест-Литовска продолжалась до февраля 1919 года.

Информация и фотоматериал взят на сайте http://www.brest-fortress.by/foto/categ ... posti.html" onclick="window.open(this.href);return false;

Кроме фотографий 2 и 3. Все фото подписаны.

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: Чет жовтня 03, 2013 3:57 pm
Zoller41
Хотелось обратить внимание на фото № 7 Инжинер каптан Карбышев Дмитрий Михайлович.В 1914 г. – старший производитель работ Брест-Литовского крепостного Инженерного управления..
Будущий Генерал-лейтенант инженерных войск РККА СССР.
В ходе русско-японской войны в составе батальона укреплял позиции, устанавливал средства связи, наводил мосты, вёл разведку боем. Участвовал в сражении под Мукденом. Награждён орденами и медалями. Войну закончил в чине поручика.

В 1906 году по обвинению в агитации среди солдат ушел с военной службы в запас. Жил во Владивостоке, занимался чертежной работой. В 1907 г. вернулся на военную службу, служил во Владивостоке во вновь сформированном крепостном саперном батальоне, где командовал ротой. Осенью 1908 г. поступил в Николаевскую военно-инженерную академию в Санкт-Петербурге.

В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию. По распределению штабс-капитан Карбышев был направлен в Брест-Литовск на должность командира минной роты. Там он принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости.

Участник первой мировой войны с первого дня. Воевал в Карпатах в составе 8-й армии генерала А. А. Брусилова (Юго-Западный фронт). Был дивизионным инженером 78-й и 69-й пехотных дивизий, затем начальником инженерной службы 22-го финляндского стрелкового корпуса. В начале 1915 года участвовал в штурме крепости Перемышль. Был ранен в ногу. За храбрость и отвагу награждён орденом св. Анны и произведён в подполковники. В 1916 году был участником знаменитого Брусиловского прорыва. В 1917 году производитель работ по укреплению позиций на границе с Румынией.

В декабре 1917 года в Могилёв-Подольском Д. М. Карбышев вступил в Красную гвардию. С 1918 года в Красной Армии. Участник Гражданской войны.
С октября 1920 года занимал должность заместителя начальника инженеров Южного фронта, руководил строительством укреплений на Каховском плацдарме. В ноябре 1920 года руководил инженерным обеспечением штурма Чонгарских укреплений и Перекопа. В 1921—23 гг.
Академия им. Фрунзе, Академия Генштаба

В 1923—1926 годах председатель Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА. С 1926 года — преподаватель в Военной академии имени М. В. Фрунзе. В 1929 году был назначен автором проекта «Линий Молотова и Сталина». В феврале 1934 года назначен начальником кафедры военно-инженерного дела Военной Академии Генштаба. 5 декабря 1935 года присвоено звание дивинженер.

С 1936 года был помощником начальника кафедры тактики высших соединений по инженерным войскам Военной академии Генерального штаба. В 1938 году окончил Военную академию Генерального штаба. 23 октября 1938 года утверждён в учёном звании профессора. В 1940 году ему присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск. В 1941 году — учёная степень доктора военных наук.

Карбышеву принадлежит наиболее полное исследование и разработка вопросов применения разрушений и заграждений. Значителен его вклад в научную разработку вопросов форсирования рек и других водных преград. Он опубликовал более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству и военной истории. Его статьи и пособия по вопросам теории инженерного обеспечения боя и операции, тактике инженерных войск были основными материалами по подготовке командиров Красной Армии в предвоенные годы.
Советско-финская война

Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. В составе группы заместителя начальника Главного военно-инженерного управления по оборонительному строительству вырабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва линии Маннергейма.

Великая Отечественная война

В начале июня 1941 года Д. М. Карбышев был командирован в Западный Особый военный округ. Великая Отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно. Через 2 дня он перешёл в штаб 10-й армии. 27 июня штаб армии оказался в окружении. 8 августа 1941 года при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра, у деревни Добрейка Могилёвской области Белорусской ССР. В бессознательном состоянии был захвачен в плен.
В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), облит водой на морозе и погиб.
Награды и звания

Государственные награды Российской империи:
02.09.1904 — Орден Св. Владимира 4-ой степени с мечами и бантом.
04.11.1904 — Орден Св. Станислава 3-ей степени с бантом
20.02.1905 — Орден Св. Станислава 2-ой степени с мечами
Не ранее 27.03.1905 — Орден св. Анны 4-ой степени для ношения на эфесе личного оружия
02.01.1905 — Орден св. Анны 3-ей степени с мечами и бантом
13.06.1915 — Орден св. Анны 2-ой степени с мечами
3 медали.

Советские государственные награды и звания:
22.02.1938 — Орден Красной Звезды
1938 — медаль «XX лет РККА»
1940 — Орден Красного Знамени
16.08.1946 — Орден Ленина, посмертно
16.08.1946 — Герой Советского Союза, посмертно

За время гражданской войны Д. М. Карбышев дважды награждается золотыми часами с надписью: «Красному борцу Социалистической революции от ВЦИК».
Избран почётным красноармейцем 4-го образцового саперного батальона, как ветерана гражданской войны, оказавшего особые услуги Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Информация в сокращенном виде взята в Википедии.

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: П'ят жовтня 11, 2013 11:48 am
Adam
Очень интересная и полезная книга:

Зображення

Название: Пушечное мясо первой мировой. Пехота в бою
Автор: Семен Федосеев
Издательство: Яуза. Эксмо
Год: 2009
Формат: pdf (rar)
Cтраниц: 576
Размер: 13 Mb
Язык: Русский

Первая мировая мировая война не только к социальным революциям по всей Европе, но и к революционному перевороту в военном деле. И речь не только о боевой авиации, танках, газах и т.п. - в ходе войны радикально преобразился даже такой старейший род войск, как пехота: к традиционной винтовке и штыку прибавились принципиально новые системы вооружения и защиты, разительно изменилась тактика и связь, снабжение и управление, боевая подготовка и способы взаимодействия войск, их облик и фронтовой быт.

http://dfiles.ru/files/na3d9m9q7" onclick="window.open(this.href);return false;
http://turbobit.net/9lo69xs7hy9l.html" onclick="window.open(this.href);return false;
http://rusfolder.net/files/38329221" onclick="window.open(this.href);return false;

Re: Русская Императорская армия накануне Великого противостояния

Додано: П'ят жовтня 11, 2013 12:14 pm
von Lutzov
Лично мне эта книга очень и очень понравилась.
Как раз дал ее Мишане почитать... :oops: