Хаос чужеземный

Відповісти
Аватар користувача
kadet
Рядовой погран.войск НКВД
Рядовой погран.войск НКВД
Повідомлень: 3035
З нами з: Нед травня 02, 2010 8:38 pm
Клуб в котором состоите:: Цитадель
Звідки: Никополь
Дякував (ла): 4204 рази
Подякували: 2116 разів
Контактна інформація:

Хаос чужеземный

Повідомлення kadet »

Хаос чужеземный

Образцом неразберихи времен гражданской советские киношники считали Одессу. Помните эти кадры? Бельевая веревка, натянутая поперек улицы и строгие часовые, расхаживающие по обе ее стороны. Так ведь это еще порядок! Пусть хоть веревочные, но границы между властями все-таки существовали. В Харькове не было и таких…
Зато имелись: украинские учреждения, германский гарнизон, белый отряд в казармах на Конной площади и красные дружины на заводах, расположенных по соседству. В придачу к этому — масса иных «дружин», объединенных не политическими взглядами, а страстью к легкой наживе. Город, набитый под завязку вооруженными людьми, захлестывала волна преступности. Вывод украинских частей, состоявшийся 4 декабря 1918 года, только усложнил ситуацию.

Немецкая армия, взявшая на себя ответственность за поддержание правопорядка, сразу же поделилась ею с горожанами. Листовка, подписанная «плацмайором Августином» призывала «сознательную часть населения к энергичной самообороне». Другая такая же, сотворенная солдатским совдепом и штабом 1-го армейского корпуса, обещала расстреливать на месте любого, носящего оружие без разрешения. Объявления соседствовали на харьковских заборах, приводя горожан в недоумение. Как совмещать одно с другим? Во всеобщем хаосе наконец-то прорезалась и немецкая нотка.
Они и так долго держались. Радели за порядок изо всех сил. Корпусное командование даже одолжило четыреста тысяч городской управе для ликвидации последствий забастовки, спровоцированной большевиками. Ух, оккупанты проклятые! Однако революционный вирус анархии, в конце концов, одолел и их.
В солдатском совете германского гарнизона рубились не на жизнь, а на смерть две враждующие фракции — «спартаковцев» и «шейдемановцев». Для перманентных конфликтов имелись не только внутренние, но и внешние причины. Если «спартаковцы» определенно поддерживали русских большевиков, то «шейдемановцы» стояли за… Да, в общем, за всех, кто пообещает предоставить эшелоны для скорейшего возвращения в любимый «фатерлянд». Неудивительно, что распрями чужеземцев попытались воспользоваться сметливые «аборигены».
Как только из Харькова ушли казаки Болбочана, в городе появился товарищ Эммануил Квиринг — будущий первый секретарь ЦК КП(б)У. Появился не сам, а с огромным чемоданом, до отказа набитым наличкой. Рабочие дружины нуждались в оружии для борьбы с петлюровцами, и потому никакая принципиальность не могла помешать «пламенному большевику» вступить в сделку с оккупантами.
С помощью друзей-«спартаковцев» вожделенные винтовки удалось заполучить довольно быстро. Однако радость удачной операции омрачило печальное известие. Едва ли не в тот же день и час злодеи-«шейдемановцы» загнали меньшевикам точную такую же партию стволов. Явление приняло столь угрожающие масштабы, что 16 декабря командование украинских войск выставило немцам ультиматум: либо вы прекращаете распродажу, либо добираетесь в Германию пешком. Солдатский совет 1-го армейского корпуса ответил лаконично: «Кто воспрепятствует нашей отправке на родину, того мы разнесем».
Это не были пустые слова. Десятью днями ранее немцы уже сотворили пакость союзникам — взяли в заложники украинских «старшин». Вечером 6-го германский отряд окружил штаб атамана, располагавшийся на углу Клочковской и Купеческого спуска. Находившимся там офицерам объявили, что они будут сидеть под арестом, пока Болбочан не вернет четыре эшелона с локомотивами, взятые «в долг». Самим нужны позарез! «Подвижной состав» был вскоре возвращен, но «в комплекте» — вместе с вернувшимися в Харьков украинскими войсками.
За время их отсутствия город спокойнее не стал. Потому как 8 декабря появилась новая проблема — анонимный приказ, предписывавший «всем офицерам и юнкерам в возрасте до 35 лет» собраться в определенных местах для отправки в… Добровольческую армию. Он казался скопированным с аналогичного приказа Болбочана, опубликованного чуть раньше. Никогда еще харьковчане не имели столь широкого выбора! Хочешь — к белым записывайся, хочешь — к желто-голубым. В любом случае перед судом предстанешь. Либо одни назовут изменником, либо другие. А коль не боишься ни тех, ни тех — добро пожаловать к красным! Благо, и там наличествовал широчайший выбор оттенков.

Его только у советских историков не было. Сказали называть петлюровцев «пособниками немецких оккупантов», вот и называли. Хотя разобраться в том, кто кому «пособлял», ой как не просто. В данном случае немцы «пособили» белым. Добровольческий отряд был собран и вооружен при их прямом содействии. Что посулили германцам взамен, осталось загадкой истории.
Зато хорошо известно, что пообещал добровольцам Болбочан, когда по возвращении в Харьков обнаружил там сплоченную группировку «единонеделимцев». Нет, не «стенку» — отправку на фронт. Как-никак, враг был общим — красные. Но «без пяти минут деникинцы» отказались становиться под желто-голубые стяги. Российские патриоты предпочли разойтись по домам, оставив украинцам оружие, автомобили и все имущество отряда. В конечном счете, германская «помощь» попала в петлюровские руки.
Увы, она была последней. Украинско-немецкая дружба закончилась. И даже дата окончания известна. 3 января 1919 года германские солдаты помогли красноармейцам вытеснить украинский отряд с Южного вокзала. А почему бы и нет? Оккупант оккупанту — друг, товарищ и брат…

Эдуард ЗУБ, для «Пятницы»

— Нагадайте мені, будь ласка, прізвище того німця, від кого я без пам'яті?
— Альцгеймер, бабусю, Альцгеймер!

http://5nizza.kharkov.ua/2009/12/03/%d1 ... %8b%d0%b9/" onclick="window.open(this.href);return false;
Вкладення
Хаос чужеземный 1.jpg
С границы – уйти нельзя...
...граница пойдёт за тобой!
Відповісти

Повернутись до “Первая Мировая и Гражданская войны”