Авиация Русской Императорской армии.

Відповісти
Аватар користувача
kadet
Рядовой погран.войск НКВД
Рядовой погран.войск НКВД
Повідомлень: 3035
З нами з: Нед травня 02, 2010 8:38 pm
Клуб в котором состоите:: Цитадель
Звідки: Никополь
Дякував (ла): 4204 рази
Подякували: 2116 разів
Контактна інформація:

Авиация Русской Императорской армии.

Повідомлення kadet »

По совету Zoller41 решил сделать отдельную, данную, тему. Предлагаю делиться инфой по этой теме здесь.
Востаннє редагувалось Чет грудня 12, 2013 1:36 pm користувачем kadet, всього редагувалось 2 разів.
С границы – уйти нельзя...
...граница пойдёт за тобой!
Аватар користувача
kadet
Рядовой погран.войск НКВД
Рядовой погран.войск НКВД
Повідомлень: 3035
З нами з: Нед травня 02, 2010 8:38 pm
Клуб в котором состоите:: Цитадель
Звідки: Никополь
Дякував (ла): 4204 рази
Подякували: 2116 разів
Контактна інформація:

Re: Униформа авиационных частей РИА

Повідомлення kadet »

В самом первом выпуске журнала "Цейхгауз" была статья "Униформа авиационных частей Российской армии".

Привожу сканы с этого журнала.
Вкладення
Цейхгауз обложка.jpg
Цейхгауз 24.jpg
Цейхгауз 25.jpg
Цейхгауз 26.jpg
Цейхгауз 27.jpg
Цейхгауз 28.jpg
Цейхгауз 29.jpg
С границы – уйти нельзя...
...граница пойдёт за тобой!
Zoller41

Re: Униформа авиационных частей РИА

Повідомлення Zoller41 »

Продолжим эту тему. Асы Российской империи
( Первая Мировая и Гражданская войны )
:russia:

В России, в период Первой Мировой войны, считался асом лётчик, сбивший не менее 5 вражеских самолётов. При этом, официальная статистика преуменьшала число побед русских лётчиков. Уничтоженными считались только самолёты, сбитые над своей территорией. Вражеские самолёты, упавшие за линией фронта, официально не засчитывались.

У каждого аса были свои отработанные приёмы борьбы - свой "почерк". Всякий поединок носил индивидуальные черты противников, но в то же время основные приёмы борьбы были выработаны твёрдо. Русские асы довольно смело шли в лобовые атаки, от которых противник обычно уклонялся, и с расстояния 15 - 20 метров расстреливали вражеский самолёт.
На боевом счету Александра Козакова числится 32 победы, хотя во многих официальных источниках указывается и другая цифра - 17. Такое несоответствие объясняется тем, что по существовавшему в русской авиации правилу сбитым считался только тот вражеский аэроплан, который упал на территорию, не занятую противником. В действительности же и Козаков, и Крутень, и многие их соратники сбили больше неприятельских самолётов, чем это указано в официальных документах.

Это произошло весенним солнечным полднем 18 Марта 1915 года ( по старому стилю ). Со стороны Гродиска появился немецкий самолёт типа "Альбатрос С-1". Пролетев над русским аэродромом у села Гузов, сбросил 3 бомбы, целясь, очевидно, в наш змейковый аэростат. Лётчик - наблюдатель, отбомбившись, удобнее устроился на сиденье. Но в это мгновение он увидел, что их самолёт стремительно настигает русский моноплан. Летнаб открыл огонь, но в следующее мгновение тень "Морана" накрыла лётчиков. Послышался треск обшивки "Альбатроса", раздираемой винтом и колесами "Морана". "Альбатрос" тяжело провалился вниз, медленно кренясь, терял высоту. Внезапно затрещав, сложилась коробка крыльев, и самолёт камнем пошёл к земле. "Моран" с остановившимся мотором стал планировать к линии фронта. Это был второй таран в истории военной авиации, совершённый тоже русским лётчиком Александром Александровичем Козаковым. Таран был успешным, цель боя достигнута - враг уничтожен. Победитель остался жив.
Подвиг же Поручика 12-го уланского Белгородского полка военного лётчика 4-го корпусного авиаотряда А. А. Козакова долгое время был незаслуженно предан забвению. А ведь на фронтах Первой Мировой войны его имя гремело. Он стал первым русским асом по числу одержанных в воздухе побед - 17 признанных официально. Первой же была та, о которой рассказано выше.
Александр Александрович Козаков родился 2 Января 1889 года в семье дворян Херсонской губернии. В 1906 году окончил Воронежский кадетский корпус и был направлен в Елисаветградское кавалерийское училище. После успешного окончания произведён в корнеты и 15 Июня 1908 года назначен в 12-й уланский Белгородский полк. По иронии судьбы шефом этого полка был австрийский император Франц - Иосиф.
Служба в уланском полку проходила по заведённому распорядку, и вполне возможно, что Александра Козакова ожидала обычная карьера кавалерийского офицера. Но рождалась русская авиация, в России открывались первые авиашколы. Молодой поручик подает рапорт о переводе его в авиаотдел офицерской воздухоплавательской школы ( впоследствии Гатчинская военная авиашкола ) для обучения полётам, куда прибывает 23 Января 1914 года. "Козаков летает отлично", - вот характеристика того периода из телеграммы начальника авиашколы.

За успешное окончание авиашколы лётчик Козаков был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Хотел сразу отправиться на фронт, но не смог: в действующей армии не хватало самолётов. Вступив в войну с 224 аэропланами ( самый мощный Воздушный Флот среди воюющих держав ), Российские ВВС потеряли в первые месяцы в боях и суровых полевых условиях из - за непреспособленности временных аэродромов много самолётов. Скромные мощности русских авиазаводов не могли восполнить потерь, а импорт моторов и аппаратов из Франции и Англии был осложнён. К тому же, союзникам самим нужны были самолёты, и они не торопились поделиться с Россией своей передовой техникой. В этих условиях молодые лётчики, оканчивающие авиашколы, ожидали новые аппараты прямо на заводе.
Козаков получил свой "Моран - Ж" ( заводской номер № 316 ) на московском авиазаводе "Дукс" только в конце Ноября 1914 года. Одновременно последовало распоряжение великого князя Александра Михайловича, шефа русской авиации, отправить Козакова в 4-й корпусный авиаотряд через Варшаву, где была авиабаза фронта. В первом же полёте 25 Декабря 1914 года загорелся мотор, и пилот сел на вынужденную. Самолёт удалось спасти, а мотор - увы. Пришлось ждать установки нового.
Свой первый боевой вылет Козаков совершил 6 Января 1915 года на разведку вражеских позиций. На следующий день произошла встреча с неприятельским аэропланом. Козаков преследовал противника до линии фронта, но тот ушёл безнаказанно, ведь на "Моране" отсутствовало вооружение . Лёгкие авиационные пулемёты ещё не появились, а тяжёлый пехотный пулемёт "Максим" можно было устанавливать только на крупных самолётах с толкающим винтом.
И всё же он нашёл выход. Решение было оригинальным и никем ранее не применялось. Козаков нарисовал в своей тетради: внизу противник, над ним российский аэроплан, за которым на тонком тросе тянется якорь с подвижными лапками и пироксилиновой шашкой. Вот одна из лапок цепляется за плоскость противника - взрыв ! Придумано - сделано. Козаков испытал свое устройство, пролетая над деревьями, между которыми был натянут трос. Теперь предстояло проверить её на реальном противнике. Боеспособность этой системы Козаков проверил 18 Марта.
В дневнике полётов 4-го корпусного авиаотряда сохранилась короткая запись от 18 Марта 1915 года о вылете поручика А. А. Козакова: "Вылетел преследовать немецкий аппатат. Солнечно, мгла. Вылет в 11 часов, спуск на аэродром в 11 часов 30 минут. Время полета - 30 минут. Самолёт "Моран - Ж" номер № 316". Итак, время действия известно. Удалось установить и место знаменательного события. Это был участок фронта 5-й русской армии в районе деревни Гузов ( западнее реки Вислы, правый её берег ). Высота полёта неизвестна. Есть лишь сведения, что за 17 минут "Моран - Ж" набирал 2000 метров и мог встретить противника, который снижался для бомбометания. Вот как об этом бое пишет сам герой:

"Проклятая кошка ( якорь ) зацепилась и болтается под днищем самолёта... Тогда я решил ударить "Альбатрос" колесами по его верхней поверхности. Недолго думая, дал руль вниз... Что - то рвануло, толкнуло, засвистело, в локоть ударил кусок крыла моего "Морана". Неприятельский "Альбатрос" наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья, и полетел камнем вниз... Я выключил мотор - одной лопасти на моем винте не было. Я начал планировать, потеряв ориентировку, и только по разрывам шрапнели догадался, где русский фронт. Садился, парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар был настолько силён, что шасси было вогнуто под крылья...".

Итак, якорь оказался неэффективным оружием, противник был сбит таранным ударом. За этот подвиг поручик Козаков был награждён 28 Июля 1915 года золотым Георгиевским оружием. В высочайшем приказе об этом награждении сказано:

"Козаков... хотя и не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его с явной опасностью для собственной жизни ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятеля, в результате чего было прекращение разведки противником и метания бомб..."

Сражаясь с немецкими и австрийскими лётчиками во время знаменитого Бруссиловского прорыва на Ковельском направлении, Козаков сбил 9 самолётов противника. Затем, в составе группы русских лётчиков - истребителей, проходит боевую стажировку во Франции, где в воздушных боях уничтожил ещё 4 немецких самолёта. [ По другим источникам, во Францию не ездил и побед там не имел ]

Храбрость, лётное мастерство, незаурядные организаторские способности позволили Козакову впоследствии занять должность командира 1-й истребительной авиагруппы ( крупное авиационное соединение, состоящее из 2-го, 4-го и 19-го корпусных авиаотрядов ), по праву считавшейся лучшей в русской авиации. Вместе с тем, Козаков был необыкновенно суеверным человеком, всегда летал с иконой Святого Николая.
В 1-й Боевой авиационной группе Александра Козакова, состоящей сначала из двух отрядов по 6 - 9 машин в каждом, на рулях поворота изображали череп ( "адамова голова" ), к которому иногда добавляли ещё и скрещенные кости ( рисунок справа ). При этом в первом отряде рисунок был "негативным" - белый череп и чёрный фон, а во втором "позитивный" - чёрный череп и белый фон. В 1917 году был организован и 3-й отряд, эмблемой которого почему - то стала шестиконечная звезда Давида, изображение которой наносилось как на рулях поворота, так и на дисках колес.
Некоторое время Александр Козаков летал на истребителе "Ньюпор-Х".
Установку пулемётов на русских "Ньюпорах-Х" выполнял киевский конструктор В. В. Иордан, построивший до десятка весьма удачных оригинальных установок. Заслуживает внимания и пулемётная установка, выполненная им для Козакова в начале 1916 года ( фото слева ) - объём переднего сиденья на этом самолёте был использован им для размещения 700 патронов, пулемёт был установлен под углом 24° к оси двигателя. Ось ствола проходила в 100 мм над диском винта ( в других установках Иордана пулемёт помещался над центропланом, а патроны с лентами - под пулемётом или рядом с ним под обтекателем ). Успех этой установки в бою был полный, хотя самолёт с двигателем "Рон" в 80 л. с. и не обладал высокими лётными качествами.
Вскоре 1-я Боевая авиагруппа была перевооружена на "Ньюпоры 11" ( внизу справа ), на которых Александр Козаков одержал большинство своих побед. Как и другие асы Первой Мировой войны, он имел свой особенный воздушный почерк - всегда смело шёл на сближение с противником и обычно вёл огонь с небольшой дистанции - наверняка. В воздушных боях у Луцка 1-я авиагруппа устроила непроницаемую завесу для аэропланов противника. 13 Сентября 1915 года лётчики группы рассеяли 16 немецких самолётов .Только в течение одного этого месяца группа Козакова провела 40 воздушных боёв, сбила несколько немецких самолётов, потеряв всего один свой.
В конце Первой Мировой войны Александр Козаков часто летал уже на более совершенном истребителе "Ньюпор 17" ( рисунок слева ), а также "СПАДе S.VII". Однако вскоре в его жизни произошли серьёзные изменения - грянула революция. Свой последний вылет на русско - германском фронте Полковник А. А. Козаков совершил 20 Ноября 1917 года. Потом отменили офицерские звания и почти все боевые награды. Теперь Козаков уже не Полковник, а гражданин, но ещё командир группы.
Октябрьский переворот А. А. Козаков, как и большинство офицеров русской армии, не принял. Он посчитал, что с приходом большевиков к власти рухнет всё, в том числе развалится и старая кадровая армия. Когда хмурым утром 9 Декабря 1917 года на общем собрании авиаторов 1-й истребительной авиагруппы его отстранили от командования, он промолвил: "Бедная Россия ! Это сборище никогда не будет иметь ничего общего с военной организацией..." Тогда же был избран новый командир группы - ученик Козакова, бывший унтер - офицер Иван Павлов.
Новая власть пыталась привлечь Козакова к практической работе по созданию Рабоче - Крестьянского Красного Воздушного Флота. Об этом свидетельствует приказ по Главному управлению РККВФ № 19 от 14 Июня 1918 года ( планировалось назначить его на должность начальника Главного управления Красного Воздушного Флота ).

Однако Козаков уже сделал свой выбор: в Июне 1918 года, когда Мурманск захватили бывшие союзники России - англичане, туда устремились многие русские лётчики бывших Российских ВВС, которые вошли в состав сформированного Славяно - Британского авиаотряда. Теперь им пришлось воевать против своих вчерашних коллег - красвоенлётов.

К Январю 1919 года авиаотряд, расположенный в Архангельске, был переукомплектован новыми "Кэмелами" и "Снайпами". На одном из них Александр Козаков одержал свою последнюю победу, сбив гидросамолет типа "Григорович М-9", небольшое количество которых находилось на вооружении Красной Армии действующей на Севере ( до сих пор неизвестно, входит ли этот самолет в число тех 32-х побед, которые числятся на счету Козакова. Возможно это была его 33-я победа, поскольку в нашей печати долгое время вообще умалчивался факт участия Александра Козакова в боевых действиях против Красной Армии ).
19 Июля 1918 года Козакову был присвоен чин Майора Королевских ВВС, и он был назначен командиром отряда. Этот шаг оказался трагическим: не приняв и не поняв новой власти, он был вынужден защищать себя и свой мир, отстаивать традиции и честь старой русской армии. Прозрение пришло в конце Июля 1919 года, когда войска интервентов стали поспешно эвакуироваться из Мурманска под ударами молодой Красной Армии. Славяно - Британский отряд прекратил своё существование. Козакову предложили служить в Лондоне, но он отказался. Не пошёл он на службу и к Колчаку, формировавшему войска в Сибири. Козаков понял бесполезность этой борьбы и свою ошибку.

...Вечер 21 Июля 1919 года. Село Березняки, что на Северной Двине, в 300 км к югу от Архангельска. На аэродром, где размещался воздушный дивизион Славяно - Британского легиона, в тот день провожали группу пилотов во главе с командиром отряда Модрахом на Восточный фронт, в распоряжении армии Колчака. В честь отъезжающих Козаков поднял в воздух свой "Сопвич" и продемонстрировал каскад фигур пилотажа у самой земли. Затем самолёт стал набирать высоту, внезапно сделал переворот через крыло и, перейдя почти в отвесное пикирование, врезался в землю возле своего ангара. Из - под обломков его извлекли ещё живого, но пока подоспела помощь, он умер, не сказав ни слова. Было ему всего 30 лет...
Похоронили Александра Козакова на краю аэродрома. На могиле поставили надгробие из двух перекрещенных пропеллеров, а на белой доске вывели надпись: "Лётчик Козаков. Сбил 17 немецких самолётов. Мир праху твоему, герой России". Спустя год после его гибели, врангелевский журнал "Наша стихия" поместил на своих страницах большую статью, посвящённую памяти Козакова.
За период своей службы Александр Козаков был удостоен 16-ти боевых наград, включая 3 британских - орден "За боевые заслуги", "Военный крест" и крест "За лётные боевые заслуги", а так же - французский орден "Почётного Легиона". Перезахоронен в небольшой часовне в Березниках.

На 4 и 5 фото А. А. Козаков в униформе Британских летчиков во время службы Славяно - Британском легионе. 1918-1919гг.
Вкладення
kazakov1.jpg
kazakov5.jpg
kazakov9.jpg
kazakov12.jpg
kazakov14.jpg
kazakov15.jpg
kazakov16.jpg
kazakov17.jpg
Аватар користувача
Adam
Повідомлень: 706
З нами з: Вів березня 17, 2009 9:36 pm
Клуб в котором состоите:: Waffenbruederschaft "Galizien"
Звідки: Старий Київ, Велика Україна
Дякував (ла): 38 разів
Подякували: 880 разів
Контактна інформація:

Re: Авиация Русской Императорской армии.

Повідомлення Adam »

Хотелось бы только отметить, что в отличии от Западного и в меньшей мере Итальянского фронтов, на Восточном количество самолетов на километр фронта было в разы меньше. Поэтому в первую очередь авиация выполняла функции разведки, корректирования артиллерийского огня и бомбометания. Поэтому смотреть надо не на количество сбитых самолетов противника, а количество вылетов. Потому что в то время аэроплан был все еще вещью опасной и удачный вылет в сочетании с удачной посадкой — вот проявление успеха!

З.Ы. В австро-венгерской армии офицерской должностью был «наблюдатель», а вот пилот считался сродни водителю автомобиля. Поэтому последние зачастую были унтер-офицерами.
Zoller41

Re: Авиация Русской Императорской армии.

Повідомлення Zoller41 »

Да, так и есть. Казаков тоже начинал на Moran без вооружения,потому на таком самолете можно было вести только разведвательно-наблюдательные функции. Кроме того отдельные объекты нужно было наносить на карту,а это уже наука под назвнием топография. :ravshan2: Под силу специально подготовленному человеку.
Відповісти

Повернутись до “Первая Мировая и Гражданская войны”