Плавучая зенитная батарея №3 «Не тронь меня»

Відповісти
Аватар користувача
Romei
Ефрейтор
Ефрейтор
Повідомлень: 1060
З нами з: Пон листопада 08, 2010 10:47 pm
Клуб в котором состоите:: 172 сп
Skype: dacenkorkka
e-mail: trezvii-santehnik@ra
Звідки: Кривой Рог
Дякував (ла): 897 разів
Подякували: 1578 разів
Контактна інформація:

Плавучая зенитная батарея №3 «Не тронь меня»

Повідомлення Romei »

imgeaa236f97cbe92eb4937f3b6ce52120e.jpg
Этот «квадрат» самый странный боевой корабль Совесткого Военно-Морского Флота. Его упоминания нет почти ни в одном справочнике по ВМФ, хотя именно этому кораблю принадлежит уникальный боевой рекорд. Им было сбито больше всех фашистских самолётов — 22 за девять месяцев (за 16 сбитых самолётов лётчикам давали звание Героя Советского Союза). Большего ни один наш корабль не добился.

Это плавучая зенитная батарея №3 «Не тронь меня». Она была сделана из «цитадели» — недостроенного центрального отсека линкора. 3 августа 1941 года плавбатарея № 3 вступила в боевой состав флота. Накануне буксир вывел плавбатарею на внешний рейд перед Севастополем и она стала на «мертвый якорь» к северо-западу от Херсонесского маяка (в точке с координатами 44 град. 40 мин. с.ш., 33 град. 30 мин. в.д.) У батареи были зенитные орудия, но не было ни одного мотора, способного её двигать.

Командовать батареей был назначен отличный артиллерист капитан-лейтенант Сергей Мошенский.

Действительно, внешний вид этого странного на первый взгляд сооружения вызывал недоумение: какой-то квадратный, плавающий остров, хитроумно раскрашенный флотскими камуфляжниками под цвет бушующего Черного моря — белые и синие волнообразные полосы до неузнаваемости изменили обводы корпуса...

Хотя по приказу Военного совета флота батарее было присвоено наименование «Плавучая батарея № 3», флотские острословы дали ей свое имя — «Не тронь меня». Под этим прозвищем она с 9 августа 1941 года по 27 июня 1942 года мужественно несла свою боевую службу на подступах с моря к Севастополю и на ее боевом счету было 26 сбитых фашистских самолетов.

До самых последних дней героической обороны Севастополя матросы и офицеры этой батареи стойко, до по следней капли крови защищали родной город. Последним боевым постом прославленной «Не тронь меня» была Казачья бухта, где мы защищали последний аэродром у мыса Херсонес...
плавбатарея была отбуксирована в Казачью бухту, где ее для придания большей устойчивости посадили на мель. Батарейцы прикрывали зенитным огнем Херсонесский аэродром, почти ежедневно отражали налеты вражеской авиации.

Плавбатарея, не способная маневрировать, посаженная на мель, была хорошей мишенью для фашистских асов. Но 10 месяцев оставалась невредимой, поскольку ни один из них не мог нанести прицельного бомбового удара — настолько силен и меток был огонь батарейцев. Всего на батарею было сброшено, согласно судовому журналу более 1100 бомб. Немцы не могли уничтожить аэродром, не подавив его зенитное прикрытие. Поэтому налёты на батарею были ожесточёнными, но безрезультатными.

Бессменный командир батареи капитан-лейтенант Мошенский лишь раз сошел с корабля, что бы получить в штабе орден «Красного Знамени».

…Он погиб 19 июня 1942 года, когда на батарее практически закончились снаряды. Оставались только патроны для пулемётов и по нескольку обойм для зенитных автоматов. Бомба пикировщика попала прямо в командный пункт. Пробоина от неё видна на палубе батареи у самого борта внизу. Сам снимок сделан немецким разведчиком через несколько дней после бомбёжки, когда оставшийся в живых личный состав сошёл на берег и влился в морскую пехоту защищавшую Севастополь. Через две недели Севастополь пал…


Вот данные по сбитым плавбатареей №3 самолетам Люфтваффе . По разным данным она сбила от 22 до 28 самолётов люфтваффе. Но при работе в архиве, подтверждёнными засчитывались только те, по которым было найдено минимум три документа. А именно:

Рапорт командира плавбатареи капитана-лейтенанта Мошенского о проведённом бое с указанием времени и места падения самолёта.
Подтверждение от постов ВНОС, или рапорты или доклады из частей, бывших свидетелями сбития.
Рапорт оперативного дежурного по ОВРу с указанием модели, времени и места сбития самолёта.

Итак с ноября 1941 года по 19 июня 1943 было сбито:

29 ноября 1941 год расчётом ЗА-37мм. сбит Ме-109. Падение на сушу в районе аэродрома Херсонес.
17 декабря 1941 года в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом ЗА-37 мм. сбит Ю-88, падение в Камышовой бухте в 500 м. от батареи.
22 декабря 1941г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом За-37 сбит Ю-88. Падение в районе аэродрома.
23 декабря 1941г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом 76 мм орудий сбит Ю-88. Падение у берега на трраверзе аэродрома.
17 января 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес в 10ч.24м расчётом ЗА-37 сбит Ю-88. Падение в расположении 35 батареи.
17 января 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес 13ч.21м. — 13ч. 31м. были подбиты и ушли в сторону Качи 2 Хе-111
14 апреля 1942г. в ходе 2-го налёта на АЭР Херсонес расчётом За-37ммм. сбит Ю-88. Падение в расположении 92 ЗАД.
27 мая 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес сбит расчётами ЗА-37 мм. 1 Ме-109. Падение на мысе Херсонес у аэродрома,
27 мая 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес сбит расчётами ЗА-37 мм. 1 Ме-109 падение в море у мыса Фиолент.
27 мая 1942 в ходе 2-го налёта на АЭР Херсонес сбит рассчётом 76 мм ЗО Do-215. Упал в море по пеленгу 220, удаление 8 кабельтов.
9 июня 1942г. 3 налёта на АЭР Херсонес. Расчётами ЗА-37мм. при трёх налётах на аэродром Херсонес сбито 3 Ю-88. падения: 1-береговая черта, 1- море, 1 мыс Фиолент.
12 июня 1942г. Расчётом ЗА-37 сбит Ме-109. Падение на край аэродрома Херсонес (гнался за нашим подбитым истребителем. Лётчик его выжил и после войны в своих мемуарах этот момент описал)
13 июня 1942г. 2 налёта на аэродром Херсонес. В 16ч.50 мин. расчётом 76мм ЗО сбит Ю-88. Взорвался в воздухе.
14 июня 1942г. 3 налёта на аэродром Херсонес. Расчётами ЗА-37 и 76мм.ЗО сбито 3 Ю-87. Один падение в районе аэродрома Херсонес. Один падение в море, один рядом с маяком на Херсонесе. Ещё 2 Ю-87 были повреждены и ушли в сторону Качи.
19 июня 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом 37мм. ЗА сбит Ю-88. Падение в море в 10 кб от ПлБтр.

Итого при работах в наших архивах смогли найти оперативные подтверждения по 18 сбитым самолётам. Есть ещё как минимум шесть единичных документов с подтверждениями сбития самолётов (доклад дежурного по ОВРу, доклады командира 92 ЗАД и командира ИАП), но по ним не найдены рапорта Мошенского (хотя часть их не сохранилась вообще) или нет второго подтверждения.
Відповісти

Повернутись до “Вторая Мировая Война”